Антропометрические данные детей школьников таблица. Ресурсы от "олгриса". Антропометрические данные детей

Основной отличительной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы) и развитие (дифференцирование различных органов и систем) - это два основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребенка, но не всегда протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, а в другие - процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания роста или развития у детей в значительной мере определяют и возрастные различия.

Для оценки физического развития детей основными показателями являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, головы, а также общее состояние.

Средняя масса тела новорожденных составляет 3400-3500 г для мальчиков и 3200-3400 г для девочек. В последние годы в нашей стране дети рождаются с большей массой тела, что объясняется неуклонным улучшением материально-бытовых условий жизни трудящихся.

На массу тела и рост новорожденного большое влияние оказывают различные факторы. У физически крепких рослых родителей рождаются дети с большей длиной и массой тела. Дети от слишком юных или пожилых родителей рождаются с меньшей массой и длиной тела. Большое влияние на массу тела и рост ребенка оказывают социально-бытовые факторы, питание и состояние здоровья женщины во время беременности.

На 3- 5-й день после рождения масса тела новорожденного уменьшается на 150-200 г, но не более чем на 300 г (см. раздел «Новорожденный ребенок и уход за ним»). Обычно к 10- 12-му дню у здорового ребенка масса тела восстанавливается и дальше происходит неуклонное ее увеличение.

За 1-й месяц жизни ребенок прибавляет в массе в среднем 600 г, за 2-й и 3-й - по 800 г, а за каждый последующий месяц - на 50 г меньше по сравнению с предыдущим (табл. 2)..

Таблица 2 Прибавка массы телана 1-м году жизни

Месячная

Прибавка

Месячная

Прибавка

Возраст, мес

прибавка массы тела,

массы тела за истекший

Возраст, мес

прибавка массы тела,

массы тела за истекший

период, г

период, г

Из табл. 2 видно, что чем моложе ребенок, тем интенсивнее увеличивайся масса его тела. Установлено, что к 4-4"/2 мес жизни масса тела ребенка удваивается, а к году - утраивается.

После года масса тела увеличивается медленнее: в течение 2-го года - на 2,5-3,5 кг, на 3-м году - на 1,5-2 кг. В последующие годы (до 10 лет) темпы нарастания массы тела сохраняются почти на одном уровне, незначительно уменьшаясь с возрастом. К началу и в период полового созревания отмечается усиленная прибавка массы тела, которая заметно падает с наступлением половой зрелости.

Ориентировочно массу тела ребенка в возрасте от 1 года до 10 лет можно определить по следующей формуле: масса тела годовалого ребенка (9,5-10 кг)+2-п, где n- число лет ребенка, 2- средняя годовая прибавка массы, кг. После 10 лет ежегодная прибавка массы тела в среднем составляет 4 кг, и массу прибтизительно можно рассчитагь по следующей формуле: 30 кг (масса 10-летнего ребенка) +4 кг (п-10), где n- число лет ребенка.

Рост здорового доношенного новорожденного колеблется в пределах 48-52 см. В отдельных случаях первоначальная длина тела может достигать 50-56 см.

На 1-м году жизни увеличение роста идет особенно энергично: за год жизни рост ребенка увеличивается на 23- 25см. За 2-й год жизни прибавка роста равняется 11 см, за 3-й - 8 см. В период с 4 до 7 лет прибавка в росте составляет по 5-7 см в год. В младшем шкочьном возрасте длина тела ребенка в среднем увеличивается на 4-5 см в год, а в период полового созревания отмечается увеличение ежегодной прибавки до 7-8 см. Рост ребенка по сравнению с первоначальным (при рождении) удваивается к 4-5 годам и утраивается к 14- 15 годам.

Ориентировочно рост ребенка можно определить по следующим формулам. У детей до 4 лет: 100 см -8 см (4-n), где n- число лет ребенка, 8 см - средняя ежегодная прибавка роста в течение первых 4 лет жизни. У детей старше 4 лет:

100 см+6 см (n-4), где n- число лет ребенка, G см - средняя ежегодная прибавка роста у детей старше 4 лет. Рост ребенка происходит как бы волнообразно, наблюдаются периоды, когда интенсивность роста значительно превосходит средние величины. Такие периоды получили название «-вытяжения». Первое «вытяжение» происходит в 5-6 лет, второе - в 11- 14 лет (период полового созревания), когда ежегодный прирост составляет?0 -12 см.

Для правильной оценки физического развития детей имеет значение соотношение размеров головы и грудной клетки. При рождении окружность головы составляет 34-35 см, а окружность груди на 1-2 см меньше (32-34 см). У хорошо упитанных новорожденных эти размеры равны и окружность груди сравнительно редко превышает окружность головы. В возрасте 2-4 мес окружность груди равна окружности головы. До 7-летнего возраста окружность груди превышает окружность головы приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. Окружность груди у детей увеличивается за 1-й год жизни на 13-15 см. Особенно энергичные темпы прироста отмечаются в возрасте до 3 мес, когда прирост окружности груди достигает почти половины годового прироста. Во 2-м полугодии окружность груди увеличивается всего на 3-5 см. Завесь 2-й год прирост окружности груди составляет 2,5-3 см и за 3-й- 1,5-2 см.

Окружность головы за 1-й год жизни увеличивается на 10- 11 см. Наиболее высокие темпы прироста отмечаются у детей в 1-м полугодии, когда прирост окружности головы составляет 7 см. За 2-й год окружность головы увеличивается на 2 см и за 3-й - на 1 см. В дальнейшем прирост окружности головы происходит еще более медленно, а после 6 лет она увеличивается всего на 5-6 см.

Рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков до 11 лет во всех возрастных группах несколько больше, чем у девочек. В 11 лет показатели массы тела, роста и окружности груди у девочек и мальчиков становятся равными, затем девочки заметно обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 15 лет. В 15 лет рост мальчиков превышает рост девочек, а в 16 лет мальчики обгоняют девочек и по массе тела, и по окружности груди, сохраняя в дальнейшем этот перевес.

После рождения ребенка на показатели физического развития большое влияние оказываюг факторы окружающей среды (режим дня, питание, прогулки, занятия физкультурой), а также различные заболевания. К заболеваниям, которые оказывают особенно сильное влияние на физическое развитие детей, относятся врожденные пороки сердца, врожденные и приобретенные поражения центральной нервной системы, эндокринные расстройства и др.

В последнее время считается установленным, что современные дети подвержены процессу акселерации, т. е. ускоренному процессу роста и развития. Основные проявления акселерации сказываются на физическом и половом развитии и конкретно выражаются в следующем: 1) увеличении роста и массы тела новорожденных; 2) более раннем прорезывании первых зубов; 3) увеличении средних показателей массы тела и роста у детей"всех возрастных периодов; 4) увеличении других параметров тела (окружность головы, груди и др.); 5) более ранних сроках появления первых менструаций у девочек и более раннем половом созревании мальчиков; 6) более раннем появлении ядер окостенения у мальчиков и девочек. Акселерация как с биологической, так и с социальной точки зрения может рассматриваться как внешнее выражение благоприятно Рис. 11. Взвешивание ребенка на горизонтальных весах, Рис, 12. Взвешивание ребенка на медицинских весах.

изменившихся условий жизни. Безусловно, не исключается и влияние наследственности.

Необходимым условием правильного медицинского обслуживания детей и подростков является систематическое наблюдение за их физическим развитием и состоянием здоровья. Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствуют данному возрасту ребенка, каковы ежегодные прибавки роста, массы тела в норме, для того чтобы своевременно уловить отклонения в ходе индивидуального развития ребенка.

Для правильной оценки физического развития все измерения необходимо производить на обнаженном ребенке в первую половину дня, так как длина и масса тела в течение суток колеблется. Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5- 1 см, а масса увеличивается.

Детей раннего возраста взвешивают на специальных детских весах (рис. 11), желательно в утренние часы до кормления. При этом необходимо подложить теплую пеленку при взвешивании ребенка, ежедневно мыть с мылом чашечную часть весов и тщательно следить за состоянием весов и правильностью их показаний. Массу тела у детей старшего возраста определяют на выверенных медицинских весах (рис. 12).

Рис. 13. Ростомер горизонтальный.

Рис, 14. Ростомер вертикальный, При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посередине площадки весов.

Рост ребенка измеряют с помощью ростомера. До года применяется горизонтальный ростомер (рис. 13). Ребенка укладывают на него так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу ростомера, где ее удерживает мать или кто-либо из персонала. Медицинская сестра выпрямляет ноги ребенка, слегка нажимая ему на колени, подвигая в эго время к стопам передвижную подставку. Расстояние между ней и головным концом ростомера и показывает рост ребенка (определяется по прикрепленной сантиметровой ленте).

Рост у детей старшего возраста (начиная с Г/2 лет) измеряют вертикальным ростомером (рис. 14). Вертикальная стойка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметровые деления, вдоль стойки передвигается горизонтально расположенная планшетка. При измерении роста ребенок стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты, пятки вместе, носки врозь, голова находится в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и угол глаза были на одной горизонтальной линии; планшетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале по нижнему краю планшетки. Окружность головы и груди измеряют сантиметровой лентой. Для определения окружности головы сантиметровую ленту накладывают циркулярно вокруг головы на уровне надбровных дуг и затылочного бугра.

Для измерения окружности груди ленту накладывают спереди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних углов лопаток. У девочек пубертатного возраста спереди лента проходит по IV ребру. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего возраста измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха, максимального выдоха и при спокойном дыхании.

Измерения у детей раннего возраста следует выполнять умеренными неторопливыми движениями при спокойном состоянии ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует известного навыка. При недостаточной опытности можно допустить большие неточности.

При оценке физического развития следует обращать внимание на правильность телосложения, подкожный жировой слой, развитие костной и мышечной системы. Только по совокупности всех признаков можно сделать правильный вывод о физическом развитии детей.

Нормы прибавки массы и увеличения длины тела ребенка для каждого месяца. Оптимальное питание в эти периоды жизни ребенка. Нормы роста и веса детей приблизительные, отклонения от нормы не значат патологию, но это повод понаблюдать за ребенком и его здоровьем. Точные нормы роста и веса для мальчиков и девочек до года предствалены в центильных таблицах.

Таблица средних антропометрических данных детей на первом году жизни

Возраст Масса тела в (г) Прибавка веса за месяц (г) Длина тела (см) Прибавка роста за месяц (см) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
рождение 3100-3400 - 50-51 - 34-35 32-34
1 месяц 3700-4100 600 54-55 3 36-37 35-36
2 месяц 4500-4900 800 55-59 3 38-39 37-38
3 месяц 5200-5600 800 60-62 2,5 40-41 39-40
4 месяц 5900-6300 750 62-65 2,5 41-42 41-42
5 месяц 6500-6800 700 64-68 2 42-43 43-44
6 месяц 7100-7400 650 66-70 2 43-44 45-46
7 месяц 7600-8100 600 68-72 2 43,5-44,5 45,5-46,5
8 месяц 8100-8500 550 69-74 2 44-45 46-47
9 месяц 8600-9000 500 70-75 1,5 44,5-45,5 46,5-47,5
10 месяц 9100-9500 450 71-76 1,5 45-46 47-48
11 месяц 9500-10000 400 72-78 1,5 45,5-46,5 47,5-48,5
12 месяц 10000-10800 350 74-80 1,5 46-47 48-49

Подробные центильные таблицы роста и веса ребенка, которыми руководствуется ваш педиатр (пройдите по нужной ссылке):
для мальчиков >> для девочек >> .

Ориентиры для мамы по росту и весу ребенка

Первый месяц жизни новорожденного

Физическое развитие. К концу месяца прибавка веса - в среднем на 600 г; увеличение роста - на 3 см, увеличение окружности головы - на 1-1,5 см

Питание. Оптимальное - материнское молоко. 6 кормлений через 3-3,5 часа. Ночной перерыв - 6 часов. При искусственном вскармливании - молочные смеси от 80 мл в начале до 100-120 мл на кормление.

Второй месяц жизни младенца

Физическое развитие. Прибавка веса - в среднем 800 г, увеличение роста - на 3 см, окружности головы - на 1,5 см.

Питание. 6 кормлений через 3,5

Третий месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Прибавка веса в среднем на 800 г, увеличение роста - на 2,5 см, окружности головы - на 1,5 см.

Питание младенца. 6 кормлений через 3,5 часа по 130-150 мл

Возможные проблемы. 1. Просит есть нерегулярно - чаще, реже, среди ночи. В первые месяцы пойдите ему навстречу, при грудном вскармливании у здорового ребенка к этому сроку вырабатывается нужный ритм. При искусственном отклонения от графика допустимы в пределах 20-30 минут.

2. Беспокоят кишечные колики. Профилактика и помощь: укладывание перед едой на живот, поглаживание живота по часовой стрелке, тепло на живот (согретая пеленка), специальные детские травяные чаи с фенхелем, ромашкой; положение - вертикально на руках у взрослого после кормления.

Четвертый месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Средняя прибавка веса - 750 г, увеличение роста - на 2,5 см. Начиная с этого месяца каждая последующая прибавка массы тела обычно уменьшается на 50 г.

Психомоторное развитие. Радуется, видя мать, поворачивает голову в сторону, откуда раздается голос, звон погремушки. При ласковом обращении взрослого оживляется, громко смеется, поднимает ручки, размахивает ими.

Питание. 6 кормлений через 3,5 часа по 150-170 мл.

Пятый месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Прибавка веса - 700 г, увеличение роста - на 2 см. Общая масса тела удваивается по сравнению с первоначальной.

Психомоторное развитие. Свободно берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее, поворачивается со спины на живот, ровно стоит при поддержке под мышки, певуче гулит, ест с ложки полужидкую пищу.

Питание. При питании смесями, максимально приближенными к грудному молоку, - дополнительно только начинает пробовать соки и фруктовое пюре. Введение желтка и творога по последним рекомендациям отнесено на более поздние сроки. На грудном вскармливании - рекомендовано только мамино молоко.

Шестой месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Прибавка веса - 650 г, увеличение роста - на 2 см. Показатели гармоничности развития: ширина плеч составляет 1/4 длины тела. Окружность грудной клетки превышает окружность головы.

Психомоторное развитие. Лежа на животе, высоко поднимает голову и плечи, переворачивается с живота на спину, подолгу занимается игрушкой, перекладывает ее из одной руки в другую, начинает произносить первые слоги.

Питание. С середины месяца - прикорм овощным пюре, от чайной ложки постепенно довести до 180 г к 7 месяцам. На полную порцию можно - 5 г сливочного или растительного масла. Уже можно соки (можно, но это не обязательно) - до 50 мл в 2 приема, фруктовое пюре - до 50 г. Разнообразные соки и пюре, все новое начинать с уменьшенных порций.

С конца пятого - начала шестого месяца переход на 5-разовое кормление через 4 часа. Общий объем пищи - не более литра.

Возможные проблемы. Могут выявиться не замеченные ранее неврологические отклонения, ребенок отстает в развитии движений, мало или совсем не улыбается, не реагирует на ласковую речь, резко запрокидывает голову, при испуге закатывает глаза так, что почти не видно зрачка. Необходима консультация невропатолога.

Четвертый месяц - типичное время проявления рахита. Самый очевидный его признак - повышенная потливость головы, ладоней и стоп. Необходимые меры: увеличить пребывание на свежем воздухе, провести по назначению врача курс лечения витамином D.

Седьмой месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Прибавка веса - 600 г; прибавка роста - 2 см.

Психомоторное развитие. Подолгу занимается игрушками, любит стучать ими, размахивать, бросать. Начинает ползать, к концу месяца уверенно передвигается на четвереньках.

Питание. 5 кормлений через 4 часа. Можно начать постепенно вводить второй прикорм - кашу (во второе утреннее кормление).

Восьмой месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Прибавка веса - 550 г; прибавка роста - 2 см.

Психомоторное развитие. Сам садится и ложится, встает, держась за барьер, стоит, переступает. Выполняет просьбы: «сделай ладушки», «дай ручку». Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Питание. 5 кормлений через 4 часа. Дополнительно к четвертому кормлению (в 18 часов) можно творог, растертый с молоком или фруктовым пюре, начиная с одной до 3 чайных ложек. С середины месяца можно добавлять в овощное пюре сваренный вкрутую желток, начиная с крошки до 1/4

Девятый месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Прибавка веса - 500 г; прибавка роста - 1,5 см.

Психомоторное развитие. На вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их месторасположения. Знает свое имя. Подражая взрослому, повторяет за ним слоги, воспроизводит интонацию.

Питание. 5 кормлений через 4 часа. Основное питание - грудное молоко (или молочная смесь для ребенка на искусственном вскармливании). К овощному пюре (третье кормление в 14 часов) добавлять растертое мясное пюре из постной свинины, говядины, начиная с чайной ложки до 50 г (порция вместе с овощным пюре - 220-250 г). Желток давать с кашей.

Возможные проблемы. Аллергические реакции на какие-нибудь введенные в рацион продукты: воспаление, покраснение кожи щек, различные высыпания, зуд, беспокойство. Исключить самые вероятные аллергены - яйцо, клубнику, морковь и другие фрукты и овощи красного и оранжевого цвета, мясо курицы, коровье молоко. Выясняя, чего не переносит ребенок, вести пищевой дневник, записывать, что он ел и какие появились реакции, не давать два новых продукта в один день.

Десятый месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Прибавка массы тела - 450 г, увеличение роста - на 1,5 см.

Психомоторное развитие. По просьбе взрослого разнообразно действует с предметами: закрывает и открывает коробочку, вкладывает мисочку одну в другую, вынимает из мисочки или коробочки, кладет их обратно. Может взять мелкий предмет пинцетообразным движением двух пальцев - большого и указательного.

Питание. В четвертое кормление (в 18 часов) молоко или смесь постепенно заменить кефиром плюс 40 г творога. Общее количество сока к этому возрасту уже можно довести до 70 г (в два приема), фруктовое пюре - 60 г.

Набор продуктов остается прежним. Каши можно разнообразить, делая ассорти из разных круп, добавляя в них фрукты: яблоко, банан, ягоды, В кашу кладут 5 г сливочного, в пюре - 5 г растительного масла. При склонности к запорам полезно пюре из сливы, персика.

Одиннадцатый месяц жизни ребенка

Физическое развитие. Прибавка веса - 400 г, увеличение роста - на 1,5 см.

Психомоторное развитие. Стоит самостоятельно, делает первые шаги. По просьбе находит мяч, часы, машинку. Надевает кольца пирамидки, снимает их. Умеет поставить кубик на кубик. Произносит первые слова-обозначения: «дай», «на», «ав», «ба».

Питание. При грудном вскармливании одно (лучше утреннее) кормление можно заменить кефиром, мясное пюре постепенно заменять мягкой фрикаделькой, паровой котлетой. Если нет диатеза, к концу месяца раз в неделю вместо мясной давать рыбную фрикадельку, пюре из вареной рыбы.

Двенадцатый месяц жизни ребенка

Физическое развитие. К году первоначальная (при рождении) вес ребенка утраивается, общая прибавка роста - 25 см,

Психомоторное развитие. Узнает по фотографии знакомого взрослого. Выполняет поручения - «принеси», «найди», «отдай». Легко повторяет за взрослым новые слоги, произносит до десяти упрощенных слов. Знает слово «нельзя».

Питание. К пюре с мясом или рыбой можно предложить немного салата из натертых или мелко нарезанных овощей либо винегрет. Творог давать и в виде пудинга, запеканки. Поскольку ребенок просыпается позже, весь режим сдвигается на 1-1,5 часа вперед. Последнее кормление грудью можно также заменить кефиром, а если ребенок к этому времени спокойно спит, отменить вообще.

Возможные проблемы с ребенком
1. Ребенок не жует, давится комочками, у нервных детей может развиться привычная рвота. Более тщательное перетирание не выход. Главная мера: стимулировать интерес ребенка к еде, его самостоятельность и активность, давая в правую руку ложку, в левую - кусочек хлеба, моркови (если нет диатеза), цветной капусты, ломтик огурца, четвертушку очищенного яблока.
2. Ребенок не любит садиться на горшок. Проверить, удобен ли он. Не проявлять излишней настойчивости - это может усилить протест. Предлагать процедуру спокойно, доброжелательно, в момент наибольшей вероятности успеха - после сна, через 15-20 минут после еды. За отсутствие результата не порицать. Памперсы надевать только на прогулку.

По рекомендации ВОЗ грудное вскармливание рекомендовано сохранять минимум до года (хотя бы 1 кормление в течение дня), а желательно до 3 лет и дольше. Но по рекомендации ассоциации гинекологов кормление грудью дольше 1,5-2 лет может привести к проблемам со здоровьем кормящей мамочки. Здоровья вам и вашим деткам!

Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни. Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 - 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.



Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя - в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания : сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей . Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

23.2.Оценка физического развития детей разного возраста.

Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВОЗ считает одним из наиболее эффективных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками по снижению уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста. Оценка физического развития ребенка до 3 лет проводится на основании «Норм роста», которые разработаны ВОЗ в 2006 году и рекомендованы, как международный стандарт физического развития ребенка во всех странах независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида питания. Данные нормы (стандарты) физического развития детей раннего возраста необходимо использовать:

Медицинским работникам: как эффективный инструмент скрининговой оценки физического развития детей раннего возраста для своевременного выявления отклонений от нормы и заболеваний, консультирование родителей, назначения в случае необходимости необходимого обследования и лечения;

Организаторам здравоохранения: как инструмент для обоснования необходимости разработки государственных и региональных программ, направленных на реализацию права ребенка на нормальное физическое развитие, поддержку грудного вскармливания, обеспечение рационального питания, повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям;

Родителям: как инструмент, который позволяет семье вместе с медицинскими работниками более эффективно осуществлять мониторинг физического развития ребенка, понимать важность и необходимость выполнения рекомендаций по вскармливанию и питанию, своевременно обращаться за медицинской помощью.

Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка. Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение длины / роста и окружности головы). Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.

Оценка физического развития детей старшего возраста также проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Для этого используют метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам и метод антропометрических стандартов. Метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам базируется на знании основных закономерностей увеличения массы и роста, окружностей головы и грудной клетки. Следует отметить, что этот метод дает лишь приблизительную картину физического развития ребенка и редко используется педиатрами.

Метод антропометрических стандартов точный, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравниваются с нормативными соответственно возрасту и полу ребенка. Существуют регионарные таблицы стандартов двух типов: сигмальных (параметрического) и центильных (непараметрического).

Метод сигмальных стандартов . Суть данного метода заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними (стандартными) данными, разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей разного возраста. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак в отдельности.

Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак оценивается отдельно, без взаимосвязи с другими показателями.

Метод центильных стандартов . Суть метода заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль - медиана. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.

Промежутки между центильным вероятностями называют центильным интервалами (коридорами). Этот метод не математический и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он достаточно прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и потому широко используется в мире. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов роста массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушениях в состоянии здоровья и требуют тщательного анализа ситуации с применением соответствующих мер.

Контрольные вопросы

1. Антропометрические измерения и особенности их проведения у детей разного возраста.

2. Особенности проведения оценки физического развития детей разного возраста.

Антропометрия - метод научного исследования, который позволяет проследить связь изменения размера и формы частей тела, чтобы выделить некоторые гендерные, расовые, возрастные особенности у человека. Потребность в антропометрических измерениях обусловлена существованием трансгрессивного феномена. Это означает, что возможно усиленное проявление каких-либо характеристик у определенного поколения, по сравнению с предыдущим. Одним из видов трансгрессивного феномена является акселерация - то есть раннее половое развитие у детей. Так, нормальным возрастом появления менструации у девушек в ХХ столетии был период с 14 до 16-17 лет. Сейчас же это не является нормой, и начинается она обычно в 12-13 лет, хотя выделить однозначно определенный период все же невозможно.

Антропометрические данные используют не только в науке и медицине, но и в криминалистике. Большой популярностью пользуются отпечатки пальцев, которые применяются для распознавания личности, метод с названием «Бертильонаж».

Какие данные являются антропометрическими?

  1. Вес нужен для того, чтобы рассчитать прием медикаментозных препаратов при лечении, для выявления ожирения и вычисления индекса массы тела, составления правильного рациона. Взвешиваться нужно поутру, натощак, после акта опустошения кишечника и мочевого пузыря, в нижней одежде. Для начала нужно осмотреть весы на предмет их исправности. Если взвешивание происходит с целью определения веса для сопоставления с иными врачебными данными в больнице, а пациент слаб, тогда его садят на стул, предварительно взвесив предмет мебели отдельно.
  2. Обязательным измерением является рост. Процедура проводится с помощью специальной шкалы - ростомера. Человек разувается, становится спиной к планке. При этом он должен стоять ровно, ноги сомкнуты, туловище на одной линии. Затем линейкой проводят над головой измеряемого и регистрируют значение числа на шкале.
  3. Антропометрические данные включают в себя и окружность торакса. Измеряется она следующим образом: гибкую сантиметровую ленту прикладывают по грудной клетке так, чтобы позади она была под низшими углами лопаток, а с передней стороны - на уровне 4-го ребра, в стадии стабильной респирации.
  4. Замер окружности талии также производится при помощи сантиметровой ленты. Делается это утром, на голодный желудок. После опустошения кишечника и мочевого пузыря ленту прикладывают по окружности на уровне пупка и 3-го поясничного позвонка.

Антропометрические данные детей

Для удобства вычисления отклонений в развитии от нормальных показателей пользуются специальными таблицами. Вообще, антропометрическими параметрами для детей руководствуются врачи для анализа физического формирования организма у ребенка, родители - для удобства выявления отклонения, проявляющегося в задержке или, наоборот, ускоренном развитии. Преимуществом перед математическими исчислениями является ненадобность самостоятельного вычисления данных по формулам. Таблицы довольно точно определяют отклонения от нормы, а также учитывают отдельные особенности: пол и возраст. На протяжении первого года жизни ребенка антропометрические данные измеряют каждый месяц, с года до трех - каждый квартал, от 3 лет до 7 - каждые полгода, а с 7 лет - раз в год.

Оценка развития ребенка до 1 года

В первые 12 месяцев жизни оценка делается таким образом.

  1. Рост 6-месячного ребенка должен составлять 66 сантиметров. За всякий предыдущий месяц из этой цифры вычитается 2,5 сантиметра, а за каждый последующий добавляется аналогичная цифра.
  2. Вес тела младенца в 6 месяцев должен быть равен 8200 г. За каждый предыдущий месяц вычитается из этого значения 800 г, начиная с 6 месяцев, добавляется к нему по 400 г.
  3. Объём грудной клетки в 6 месяцев равен 45 см. Если ребенку еще нет полугода, вычитается из этого значения по 2 см за каждый месяц. Если ребенку более полугода, прибавляется по 0,5 см.
  4. Также у маленьких деток до года антропометрические данные берутся с учетом обхвата головы. В 6 месяцев он равен 43 сантиметра. За всякий недостающий месяц отнимается по 1,5 см, а за всякий последующий добавляется по 0,5 сантиметра.

Оценка физического развития ребенка в дошкольный период

Антропометрические данные в детском саду у ребенка считаются нормальными при следующих условиях.

  1. Рост ребенка в 6 лет равен 130 сантиметрам. За всякий последующий год добавляется по 5 сантиметров, а за каждый предыдущий отнимается 7 сантиметров. Данная закономерность актуальна только для ребенка старше 6-ти лет, далее исчисления проводятся в школе. Рост детей 4-х лет составляет 100 сантиметров, за каждый недостающий год отнимается по 6 сантиметров, а за каждый последующий добавляется по 7 см.
  2. Вес тела ребенка 5-ти лет составляет 19 килограмм. За каждый предыдущий год отнимается 2 килограмма, а за всякий последующий добавляется по 3 кг.

Антропометрические данные человека

Не секрет, что каждая страна имеет свои отличные средние антропометрические данные, обусловленные внешними факторами: образом жизни, климатом, питанием населения и т. д. Так, в Соединенных Штатах Америки усредненный рост у мужчин составляет 175,5 см, во Франции - 175 см, в Германии и Великобритании - 172,5 см, а в Японии мужчины самые низкорослые - всего 163,5.

Для вычисления идеального веса можно воспользоваться формулой Брока: люди моложе 40 лет должны отнять от своего роста 110, и они получат число, соответствующее оптимальному количеству килограмм. А люди старше 40 лет отнимают от роста 100.

Так зачем же придумали антропометрические данные? Они используются в медицине и для исследований ученых. Не расстраивайтесь, если вы не вписываетесь в рамки некоторых усредненных параметров или стандартов. Это всего лишь цифры.

На приеме у педиатра каждого малыша до года ежемесячно взвешивают и измеряют рост. Почему так важно врачам знать, как растет ребенок и сколько он прибавляет в весе? О чем говорят эти параметры, и каковы антропометрические нормы для детей разного возраста?

Показатели веса и роста для детей откуда взялись и зачем они нужны?

Антропометрические данные ребенка являются одним из основных показателей физического развития и состояния здоровья детей. Значительные отклонения от нормальных значений роста и веса у ребенка практически всегда свидетельствуют о развитии или наличии тех или иных заболеваний. Так, если ребенок до года при достаточном питании плохо набирает вес, то это может быть одним из симптомов рахита, анемии, иммунодефицитных состояний, заболеваний эндокринной или центральной нервной систем.

Существенное отставание в росте может свидетельствовать о недостатке в организме гормона роста соматотропина, а явный избыток веса при нормальном росте и правильном питании может говорить о нарушениях в работе надпочечников, щитовидной железы и даже о развитии опухоли головного мозга.

Для того чтобы вовремя обнаружить и начать лечить столь грозные заболевания, врачи тщательно следят за антропометрическими показателями детей с самого рождения. Нормы развития составлены Всемирной Организацией Здравоохранения на основе многолетних исследований. Помимо среднего нормативного показателя для каждого возраста высчитаны еще и границы норм. Вес и рост выше такой границы считается высоким, а ниже – низким. Именно за такими детьми врачи начинают наблюдать особенно пристально.

Таблица ВОЗ роста и веса для девочек до 1 года

Согласно нормам здоровая доношенная девочка рождается с ростом 49,2 см и весит 3.200 гр. Это среднее значение. Нижним рубежом нормы для новорожденной являются рост 47,3 см и вес в 2.800 гр, а верхний расположен на значениях в 51 см и 3.700 гр соответственно. Значения, выходящие за нижние и верхние рамки нормы, отмечаются как очень низкие или слишком высокие. Такую новорожденную врачи будут наблюдать и, возможно, дополнительно обследовать.

За первый месяц новорожденная должна вырасти на 4,5 см, и набрать килограмм. Нижние рамки нормы для месячной девочки будут составлять 51,7 (рост в см) //3.600 (вес в граммах), а верхние рамки – 55,6//4.800.

Нормальные показатели для двухмесячной малышки: 57, 1 см и 5.100 гр. Нижний рубеж нормы: 55//4.500, а верхний – 59,1//5.800.

К трем месяцам девочки вырастают до 59,8 см и весят 5.900 гр. Низкими для трехмесячной крошки считаются показателями меньше 57,7//5.200, а высокими – показатели более 61,9//6.600.

Средний рост и вес для четырехмесячной девочки: 62,1 см и 6.400 гр. Нижние рамки нормы – 59,9// 5.700, верхние рамки – 64,3//7.300.

К пяти месяцам девочки должны вырасти до 64 см и весить 6.900 гр. Низкие показатели – параметры менее 61,8//6.100. Показатели 66,3 //7.800 – это для пятимесячной девочки верхние рамки нормы.

Возраст 6 месяцев считается важной контрольной точкой развития ребенка. Шести месячная девочка должна вырасти до 65,7 см и весить 7.300 г. Нижним рубежом являются показатели 63,5//6.500, а верхним – 68//8.300.

Семимесячная малышка вырастает до 67,3 см и весит 7.600 гр. Низкими считаются показатели меньше 65// 6.800, а высокими – превосходящие 69,6 //8.600.

В восемь месяцев нормы составляют: рост – 68,83 см, и 8 кг – вес. Нижние рамки нормы: 66,4//7000, а верхние – 71,1//9000.

К девяти месяцам рост должен составлять 70,1 см, а весить малышка должна 8.200 гр. Низкие показатели в этом возрасте – это значения меньше 67,7//7.300, а высокие – более 72,6// 9.300.

Десятимесячная кроха по нормам должна быть ростом в 71, 5 см и весить 8.500 гр. Нижние рамки нормы для десяти месяцев – 69//7.500, а верхние рамки: 74//9.600.

К одиннадцати месяцам в норме девочка вырастает до 72, 8 см и весит 8.700 гр. Низкими считаются показатели менее 70,3//7.700. Высокими будут показатели превышающие 75,3//9.900.

К году по нормам девочки должны вырастать до 74 см и весить 9.000 гр. Нижним рубежом нормы считаются параметры 71,4 //7.900, а верхним: 76,6//10.100.

Таблица ВОЗ рост и вес для мальчиков до 1 года

Нормативные показатели для мальчиков отличаются от норм для девочек, так как мальчики обычно рождаются чуть крупнее. Так, здоровый доношенный новорожденный мальчик обычно появляется на свет с весом 3.300 гр и ростом 49,9 см. Эти показатели считаются нормой. Нижним рубежом нормы для новорожденного являются рост 48 см и вес в 2.900 гр, а верхний рубеж находится на значениях в 51,75 см и 3.900 гр соответственно.

За первый месяц малыш должен вырасти на 4,8 см, и набрать 1200 гр. Нижние рамки нормы для месячного мальчика будут составлять 52,8 (рост в см) // 3.900 (вес в граммах), а верхние рамки – 56,7//5.100 .

Нормальные показатели для двухмесячного карапуза: 58, 4 см и 5.600 гр. Нижний рубеж нормы: 56,4//4.900, а верхний – 60,4//6.300.

К трем месяцам мальчики вырастают до 61,4 см и весят 6.400 гр. Низкими показателями будут являться параметры ниже 59,4// 5.700, а высокими – показатели выше 63,5// 7.200.

Средний рост и вес для четырехмесячного мальчугана: 63,9 см и 7000 гр. Нижние рамки нормы – 61,8// 6.300, верхние рамки – 66//7.800.

К пятимесячному возрасту мальчик должен вырасти до 65,9 см и весить 6.900 гр. Низкие показатели – параметры менее 63,8// 6.100. Показатели 68 //7.800 – это для пятимесячного малыша верхние рамки нормы.

К полугоду кроха должен вырасти до 67,6 см и весить 7.900 гр. Нижним рубежом являются показатели 65,5//7.100, а верхним – 69,8//8.900.

Семимесячный мальчик вырастает до 69,2 см и весит 8.300 гр. Низкими будут считаться показатели меньше 67// 7.400, а высокими – превосходящие 71,3 //9.300.

В восемь месяцев средние показатели для мальчика составляют: рост – 70,65 см, и 8.600 гр – вес. Нижние рамки нормы: 68,45//7.700, а верхние –72,85//9.600.

К девяти месяцам рост малыша должен составлять 72 см, а весить он должен 8.900 гр. Низкими будут показатели меньше 69,65// 8.000, а высокими — более 74,3//9.900.

Десятимесячный мальчик в норме должен быть ростом в 73, 3 см и весить 9.200 гр. Нижние рамки нормы в этом возрасте – 71//8.200, а верхние рамки: 76//10.200.

К одиннадцати месяцам в норме малыш вырастает до 74,5 см и весит 9.400 гр. Низкими считаются показатели менее 72,2//8.400. Высокими будут показатели превышающие 76,8//10.500.

В год по нормам мальчики должны вырастать до 75,8 см и весить 9.700 гр. Нижним рубежом нормы считаются параметры 73,5 //8.700, а верхним: 78//10.800.

Таблица роста и веса для девочек от 1 до 10 лет

Рост детей начинает замедляться, как только малышам исполняется год, поэтому для ребятишек с года до трех нормы определены уже не помесячно, а через три каждые месяца. Для детей от 3 до 7 лет – с периодичностью раз в полгода, а для детей в возрасте от семи до десяти лет – нормы изменяются раз в год.

К году и трем месяцам девочка в норме должна дорасти до 77,5 см и весить 9.600 гр. Нижние рамки нормы: 74,83 (рост в сантиметрах) и 8.500 (вес в граммах), верхние рамки: 80,3//10.900.

Следующая контрольная точка определена для возраста в год и шесть месяцев. Норма: 80,65//10.200. Нижний рубеж: 77,7//9.100. Верхний: 83,5//11.600.

В год и девять месяцев нормы для девочек составляют 83,65//10.900. Нижняя граница нормы: 80,6//9.600. Верхняя граница: 86,7//12.300.

К двум годам в норме девочки вырастают до 86,4 см и весят 11.500 гр. Нижний рубеж нормы: 83,2//10.200. Верхний рубеж: 89,6//13.000.

Средний рост и вес для малышек в возрасте 2 года 3 месяца: 88,3/12.100. Нижняя граница: 84,8//10.700. Верхняя граница: 91,7//13.700.

Девочки в 2,5 года должны вырасти до 90,7 см и весить 12.700 гр. Нижний рубеж нормы: 86,9//11.200. Верхние рамки: 94,3//вес 14.400.

В 2,9 года средние значения таковы: 92,9//13.300. Нижние границы: 89,3//11.700, верхние: 96,6//вес 15.100.

Рост трехлеток должен составлять 95 см, а вес – 13.900 гр. Данные менее 91,3//12.200 оцениваются как низкие, а показатели выше 98,8//15.800 – как высокие.

В 3,5 года нормативы для девочки: 99//15.000. Нижний рубеж – это 95//13.100, а верхний – 103,1//17.200.

Средний рост и вес для четырехлетней девочки: 102,6//16.100. Нижние рамки нормы: 98,4//14.000, а верхние рост и вес: 107,1//18.500.

В 4,5 года нормативы для девочки: 106,2//17.200. Нижние границы: 101,6//14.900, а верхние: 110,7//19.900.

Средний рост и вес для девочки пяти лет: 109,4//18.200. Нижние рамки нормы: 104,7//15.800, а верхние: 114,2//21.200.

В 5,5 лет девочки должны вырасти до 112,2 см и весить 19.000 гр. Параметры менее 107,2//16.600 считаются низкими, а показатели более 117,1//22.200 – высокими.

Нормативы для шестилеток: 115,1//20.200. Нижние границы: 110//17.500. Верхние – 120,2//23.500.

К 6,5 годам девочки вырастают до 118 см и весят 21.200 гр. Нижними рамками в 6,5 лет являются показатели 112,7//18.300, а верхними – 123,3// вес 24.900.

Средний рост и вес для семилетних девочек: 120,8 и 23.000. Нижние границы: 115,3//21.300, верхние границы: 126,3//26.300.

У детей старше семилетнего возраста антропометрические показатели контролируются раз в год. Нормативы для восьмилетних девочек – 126,6//25.000. Нижний рубеж для восьмилеток будет 120,8 и 21.400. Верхний рубеж – 132,4//30.000.

Нормы для девятилетних: 132,45//28.200. Нижние границы: 132,5 и 27.900, верхние – 138,6//вес 34.000.

Десятилетняя девочка в среднем должна иметь рост 138,55 см и массу – 31.900 гр. Данные меньше 132,2//27.100 оцениваются как низкие, а показатели выше 145//38.200 – как высокие.

Таблица роста и веса для мальчиков от 1 до 10 лет

Мальчики в 1,3 года должны достигнуть параметров 80//10.400. Нижнее нормальное значение: 76,55 (рост в сантиметрах) и 9.200 (вес в граммах), верхние рамки: 82//11.500.

Следующая контрольная точка – в год и шесть месяцев. Норматив для года и шести – 82,3//10.900. От границы: 79,6//9.800. До: 85//12.200.

В 1,9 года нормативы для мальчиков составляют 85,2//11.500. От границы: 82,4//10.300. До: 88//12.900.

К двум годам в норме карапузы достигают показателей 88//12.200. От рубежа: 84,4//10.800. До 90,5//13.600.

Норматив для малыша в 2,3 года: 89,6//12.700. От: 86,5//11.300, до: 92,8//14.300.

К 2,5 годам карапуз должен вырасти до 91,9 см и весить 13.300 гр. Нижние рамки для этого возраста: 88,5//11.800. Верхние рамки: 95,4//15.000.

В возрасте 2,9 годика нормативы составляют – 94,1/13.800. Нижние границы 91//12.300, верхние границы 97,6//15.600.

Рост мальчиков в 3 года должен составлять 96,1 см, масса – 14.300 гр. Результаты менее 92,4//12.700 будут оцениваться как низкие, а показатели превышающие 100//16.200 – как высокие.

В 3,5 года нормы для мальчиков: 99,9//15.300. От границы: 95,9//13.600, до: 103,8//17.400.

Средний рост и вес для четырехлетнего мальчика: 103,3//16.300. От границы: 99,1//14.400, до: 107,5//18.600.

В 4,5 года рост мальчика достигает 107 см, а масса в норме должна составлять 17.300 гр. Нижняя планка нормы: 102,25//15.200, а верхняя: 111,1//19.900.

Нормативы для мальчиков в 5 лет: 110//18.300. От планки в: 105,3//16.000 см, до: 114,6 и 21.000.

К 5,5 годам нормативы для мальчишек –113//19.400. Низкими для 5,5 лет считаются показатели менее 108,2//17.000, а более 117,7//22.200 – высокими.

Средний рост и вес для шестилетних: 116/20.500. Нижняя планка: 111//18.000. Верхняя: 120,9//23.500.

К 6,5 годам мальчики достигают параметров 119//21.700. Нижними рамками для этого возраста являются показатели 113,8//19.000, а верхними – 124//24.900.

Нормы для семилетних мальчишек: 121,8//22.900. От планки в: 116,4//20.000 см, до: 127//26.400 см.

К восьми годам ребята вырастают до 127,3 см и имеют вес 25.400 гр. Нижняя планка нормы для восьмилеток будет 121,5//22.100. Верхняя – 132,8//29.500.

Средний рост и вес для девятилетних: 132,6/28.100. Нижние границы: 126,6//2.300, верхние – 138,6//33.000.

В 10 лет мальчики в норме должны достигнуть параметров 137,8//31.200. Цифры меньше 131,4 и 26.700 оцениваются как низкие, а показатели выше 144,2//37.000 – как высокие.

Таблица роста и веса для девочек подростков

У подростков антропометрические данные контролируются раз в год. Для одиннадцатилетней девочки средние показатели – это 144,5 (рост в сантиметрах)//34,4 (вес в килограммах). Параметры менее 136,2//27,8 считаются нижними нормативными рамками, а параметры более 153,2//44.6 – верхними.

Средний рост и вес для двенадцатилетней: 150//40,7. Нижний рубеж нормы: 142,2//31,8, верхний: 162,2//51,8.

Тринадцатилетняя девочка в норме имеет показатели: 155,8//44,3. Нижняя планка данных:148,3//38,7, верхняя: 163,7//59.

В 14 лет средние данные для девочки: 159,5//53,1. Нижние рамки нормы:152,6//43,8, верхние: 167,2//64.

К пятнадцати годам средний рост девочек достигает 161,6 см, а средний вес – 55,5 кг. Нижний рубеж данных: 154,4//46,8, верхний: 169,2//66,5.

Средний рост и вес для шестнадцатилетних девушек: 162,4//56,5. Нижний рубеж: 155,2//48,4, верхний – 170,2//67,6.

Для девушек в 17 лет норматив – 163,9//61. Нижняя граница: 155,8//52,8, верхняя: 170,5//68.

Таблица роста и веса для мальчиков подростков

Мальчики в возрасте от 10 и до 14 лет немного отстают от девочек в росте, это нормальное явление, так как у ребят гормональная перестройка начинается чуть позже, чем у девочек. Зато после четырнадцати лет парни начинают расти более интенсивно, нежели девочки, и уже к 15 годам обгоняют их по показателям роста.

В подростковом возрасте антропометрические показатели существенно зависят от генетической предрасположенности, поэтому рекомендуется при мониторинге физического развития подростков ориентироваться не столько на средний показатель, сколько на указанные для каждого возраста границы нормы и на наследственность ребенка. Так, если отец юноши имеет рост 190 см, то и рост в 182 см самого подростка в 15 лет может считаться в этом случае нормой.

Для мальчика 11 лет средние показатели составляют: 143,5 (рост в сантиметрах)//35,5 (вес в килограммах). Параметры менее 134,5//28 являются нижними рамками нормы, а параметры превышающие 153//44.9 – верхними рамками.

Средний рост и вес для двенадцатилетнего подростка: 149//39,8. От границы: 140//30,7, до: 159,6//50,6.

Тринадцатилетний подросток в норме имеет показатели: 155,5//44,3. От границы:145,7//33,9, до: 166//59.

В 14 лет средние показатели составляют 161,9//49,7. От границы:152,3//38, до: 172//63,4.

К пятнадцати годам средний рост у ребят 168 см, а вес – 55,5 кг. От границы: 158,6//43, до: 177,6//70.

Средний рост и вес для шестнадцатилетних юношей: 172,3//66,9. От границы: 163,2//48,4, до 182//76,5.

В семнадцать лет средние рост и вес составляют 176,6//66,9. От границы: 166,7//54,6, до: 186//80,1.

Видео «Рост и вес ребенка, доктор Комаровский»