Управляющие конструкции. Управляющие структуры. Практический пример использования конструкции elseif

Операции и операторы языка программирования Си. Примеры программ.

Управляющие структуры и основные конструкции языков программирования

Размещенная в памяти компьютера программа в момент выполнения занимает определенную область памяти. В каждый момент времени состояние программы характеризуется двумя типами сведений:

Состоянием некоторых ячеек памяти, понимаемых нами как переменные;

Активной точкой программы, то есть той командой программы, которая выполняется данный момент.

Следовательно, можно выделить и два основных класса действий, которые может выполнять вычислительная система:

Действия, выделяющие область памяти под переменные программы (описания).

Действия, меняющие точку выполнения программы (операторы, инструкции, конструкции).

Различные совокупности действий второго класса также называют управляющими структурами.

Обычно операторы в программе выполняются один за другим в порядке их записи. Это называется последовательным выполнением. Различные операторы языка С, которые мы скоро будем обсуждать, дают программисту возможность указать, что следующий оператор, подлежащий выполнению, может отличаться от очередного в последовательности. Это называется передачей управления.

В 60-е годы стало ясно, что в основе большинства трудностей, испытываемых группами разработки программного обеспечения, лежало бесконтрольное использование передачи управления. Вина была возложена на оператор goto, который позволяет программисту передавать управление в программе по одному из возможных адресов в очень широком диапазоне. Понятие так называемого структурного программирования стало почти синонимичным «исключению оператора goto».

Исследование Бома и Якопини показало, что программирование возможно и при полном отсутствии операторов goto. Смена стиля программирования на «программирование без goto» стала для программистов эпохальным девизом. Но только в 70-е годы широкие круги профессиональных программистов начали принимать структурное программирование всерьез. Результаты оказались впечатляющими, поскольку группы разработки программного обеспечения сообщали об уменьшении времени разработки, более частой поставке систем в срок и завершении проектов в рамках бюджета. Ключом к успеху является попросту то, что программы, созданные на основе методов структурного программирования, более понятны, их проще отлаживать и модифицировать и, самое главное, более вероятно, что они написаны без ошибок.
Работа Бома и Якопини в 1966 году показала, что все программы могут быть написаны с использованием всего трех управляющих структур, а именно: последовательной структуры, структуры выбора и структуры повторения. Этот результат установлен Бомом и Якопини в 1966 г. путем доказательства того, что любую программу можно преобразовать в эквивалентную, состоящую только из этих структур и их комбинаций. При этом последовательная структура, по существу, является встроенной в язык С. Если не указано иначе, компьютер автоматически выполняет операторы С один за другим в порядке их записи.

Итак, программу для решения задачи любой сложности можно составить их трех структур, называемых следованием (цепочкой), ветвлением и циклом. Каждая из этих управляющих структур реализована в языке программирования набором соответствующих конструкций.

К управляющим структурам относятся:

· структура следования;

· структура ветвления;

s1.indexOf(subS)

индекс позиции, где в строке s1 впервые

встретилась последовательность subS

индекс позиции, где в строке s1 в

s1.lastindexOf(subS)

последний

встретилась

последовательность subS

возвращает true в случае, когда

последовательностью

символов,

последовательностью

символов,

то же, но при сравнении строк

s1.equalsIgnoreCase(subS)

игнорируются

различия

в регистре

символов (строчные и заглавные буквы

не различаются)

возвращает строку на основе строки s1 ,

s1.replaceFirst(oldSubS,n

в которой произведена замена первого

вхождения символов строки oldSubS на

символы строки newSubS

Помимо указанных методов, в классе String есть еще и другие методы, с помощью которых можно производить со строками довольно сложные операции. Для более подробного изучения строкового класса воспользуйтесь документацией и справочной системой по классам Java.

В заключении отметим, что в Java имеется класс StringBuffer , который имеет большое число методов по сложной обработке строк.

2.9. Управляющие конструкции

Из практики программирования известно, что для реализации более или менее сложного алгоритма в программе, как правило, недостаточно использовать только линейную последовательностью команд. Для организации процессов ветвления, выбора, циклов, прерывания в программе используют управляющие конструкции. Управляющие конструкции позволяют изменять последовательность выполнения блоков операторов в программе, выбирая в зависимости от условий тот или иной блок кода.

2.9.1. Составной оператор

В программе, часто необходимо выполнить не один оператор а последовательность из нескольких операторов. Как правило, цельные последовательности операторов объединяют группы с помощью фигурных скобок {} .

Составной оператор - последовательность операторов Pi заключенная в фигурные скобки.

{P1; P2; P3; ...Pn}

В конце составного оператора не следует специально ставить символ “;” , как это делается для остальных операторов.

2.9.2. Условный оператор if

В общем виде условный оператор if-else может быть представлен в следующем виде:

if (condition) { } else {

Оператор задается с помощью ключевого слово if , сondition – условие, логическая переменная или константа типа boolean. Также в качестве условия может использоваться вычисляемое выражение, возвращающее значение типа boolean , например (x+5>y) . В случае, если условие имеет значение true , выполняется блок находящийся после условия, если значение false , то блок, идущий за ключевым словом else .

Если в блок входит только один оператор, ставить фигурные скобки не обязательно, однако это рекомендуется делать для обеспечения лучшей читаемости кода.

Блок else является необязательным, и может отсутствовать. Пример.

x*y; В данном случае подразумевается, что переменные x и y имеют тип boolean и в качестве условия используется вычисляемое выражение «исключающее или». Операция x*y будет выполнена только в том случае, если x и y имеют различные значения (одна переменная имеет значение true , другая – false или наоборот), в противном случае ничего не произойдет.

Запись фрагмента в виде

if (условие) операция1; операция2;

операция3;

недопустима, т.к. компилятор, не найдя открывающей фигурной скобки, решит, что условная конструкция имеет одиночную операцию и найдя точку с запятой (;) после операции1 , заканчивает блок условия и будет ожидать, либо ключевое слово else, либо другие команды, не относящиеся к условному оператору.

Операция2 , будет выполняется при любом значении условия, т.к. не относится к условному оператору. Встретив далее ключевое слово, else компилятор сообщит об ошибке, т.к. предыдущий условный оператор закончился, а новый не начинался. В данном случае

необходимо операцию1 и операцию2 объединить с помощью фигурных скобок:

if (условие) { операция1; операция2;

} else операция3;

В данном случае получим ошибку синтаксическую, ее компилятор может быстро распознать и сообщить о ней.

Несколько сложнее случай, когда вы забудите выделить нужный блок в части else , как это рассмотрено в примере.

if (условие) операция1;

else операция2;

операция3;

Компилятор не найдет синтаксической ошибки, хотя по условию требуется выполнить в блоке else операцию2 и операцию3. Поскольку блок else не содержит фигурных скобок то значит он состоит только из одного оператора (операция2) , а операция3 не входит в этот блок и будет выполнена как очередной оператор.

2.9.3. Оператор выбора

Оператор выбора switch применяется если требуется выбрвть из набора вариантов, в зависимости от значения определенной значения, которое примет выражение.

Можно организовать данный выбор несколькими операторами if , помещая каждый последующий в блок else предыдущего, или просто подряд, друг за другом. Однако данное решение является неграмотным, хотя и работает.

Для выполнения операции выбора в Java, используется оператор switch , имеющий следующий синтаксис:

switch (выражение) { case значение1:

оператор;

case значение2: оператор; оператор;

case значениеn: оператор;

…………………

оператор;

оператор;

В качестве выражения может использоваться первичное выражение (переменная, константа, литерал) или вычисляемое выражение. Ключевое слово case , записывается для каждого из вариантов выбора. После каждого слова case указывается конкретное значение, литерал, который должен соответствовать типу выражения. Далее ставится двоеточие, после которого следует один или несколько операторов. Наборы операторов отделяются друг от друга оператором

break.

Забыв написать команду break , мы сталкивается с «провалом» в переборе, если нет команды break , последующие case операторы игнорируются, и происходит выполнение всех операторов, начиная с case , для которого выполнилось условие.

Если не один из случаев не соответствует значению выражения то выполняется группа операторов после ключевого слова default . Это параметр не является обязательным в программе поэтому может отсутствовать. Тогда не будет выполнено никакое действие и управление будет передано следующему оператору программы.

import javax.swing.JOptionPane; public class Ocenka {

public static void main(String args) { String vvod;

vvod = JOptionPane.showInputDialog ("Введите цифру от 1 до 5");

otm = Byte.parseByte (vvod); switch (otm) {

case 1: JOptionPane.showMessageDialog (null , "Единица"); break ; case 2: JOptionPane.showMessageDialog (null , "Двойка"); break ; case 3: JOptionPane.showMessageDialog (null , "Тройка"); break ; case 4: JOptionPane.showMessageDialog (null , "Четверка"); break ; case 5: JOptionPane.showMessageDialog (null , "Пятерка"); break ;

System.exit (0);

2.9.4. Операторы цикла

Циклами называют конструкции, используемые для многократного повторения некоторого набора команд. Управление циклом осуществляется с помощью целой или вещественной переменной, называемой параметром цикла. Значение параметра цикла может использоваться в вычислениях и при определении условия конца цикла.

Цикл можно разделить на четыре части: инициализацию, тело цикла, условие, итерацию.

Инициализация это набор значений параметров которые необходимо присвоить в начале цикла. Тело цикла состоит из набора операторов которые будут многократно выполняться в процессе выполнения цикла. Условие это логическое значение, которое проверяется после или перед выполнением тела цикла, в зависимости от его выполнения принимается решение о следующем шаге выполнения цикла. Итерация представляет собой шаг работы цикла, или однократное выполнения тела цикла, обычно контролируется параметром цикла.

Оператор while

Оператор while является основным оператором для выполнения повторяющихся действий в Java.

Синтаксис оператора while с предусловием:

[инициализация] while (условие) { тело цикла;

В блоке (условие) указывается условие выполнения цикла, которое обычно вычисляется в программе. Если условие равно true , то начинают выполняться операторы входящие в тело цикла. Далее опять проверяется условие, и если оно истинно то процесс выполнения продолжается. Если условие окажется false то тело цикла будет пропущено интерпретатором Java, и управление будет передано следующему оператору. Произойдет выход из цикла.

Рассмотрим пример:

int a = new int; int i = 0;

while (a[i]<5){ a[i]+=1;

System.out .print(a[i]+" "); if (i==5) i=0;

В данном примере все элементы массива a постепенно увеличиваются на 1 и выводятся на консоль.

Оператор while с предусловием сначала проверяет истинность выражения condition , а затем выполняет тело цикла.

Оператор do

Синтаксис оператора while с постусловием:

while (condition);

Оператор while с постусловием сначала выполняет тело цикла, а затем проверяет истинность выражения condition .

В случае цикла с постусловием, тело цикла выполнится хотя бы один раз при любом значении условия.

Оператор for

Оператор цикла for работает заданное количество раз, имеет следующий синтаксис:

for (инициализация; условие; приращение) { тело цикла;

Оператор for используется для повторения тела цикла счетное число определяемое значением параметра цикла из заданного диапазона. Как только, параметр цикла выйдет за границы определенного диапазона значений, выполнение цикла завершится.

import javax.swing.JOptionPane;

public class ForEx {

public static void main(String args) {

int i;

iter = JOptionPane.showInputDialog ("Введите параметр

i=Integer.parseInt (iter);

for (int j=0;j

JOptionPane.showMessageDialog (null , "Это "+(j+1)+"й шаг

Цикл for применяется для перебора элементов из некоторого

списка или значений, определяемых математической закономерностью. Все выражения в заголовке цикла являются необязательными.

Поэтому если пропустить, какое либо из них, напимер инициализацию или приращение, то они то соответствующая часть цикла не будет выполняться. Если пропустить условие то ему автоматически будет присвоино значение true.

Отметим еще одну особенность оператора for, внутри заголовка можно описать переменную, которая будет действовать в пределах этого оператора.

public static void main(String args) { for (int i=1; i<=10; i++) {

System.out .print(i+" ");

Здравствуйте уважаемые начинающие программисты.

Вам уже наверное понятно из предыдущих статей, что программа состоит из выражений, строк, чисел, операторов, функций, которые выполняются в определённой последовательности.

Порядок выполнения программы задаёт программист, и применяет он для этого управляющие конструкции языка . То есть управляющая конструкция — это команда на тот, или иной порядок выполнения программы.

Прежде чем перейти к описанию управляющих конструкций, должен предупредить, что Вы увидите много знакомых названий, так как конструкцией могут быть операторы, функции, циклы, которые мы уже рассмотрели в предыдущих статьях.

Конструкции (возможны определения — инструкция, команда) могут быть как одно-строчными, так и составными, то есть собранными в блок. Блок тоже является отдельной конструкцией, последовательно выполняющей конструкции в ней заключённые.

Всего в PHP существует шесть основных групп управляющих конструкций. Это:

1. Условные операторы.
2. Циклы.
3. Конструкции выбора.
4. Конструкции объявления.
5. Конструкции возврата значений.
6. Конструкции включений.

Давайте рассмотрим их подробно, и все по порядку.

Условные операторы

Мы уже познакомились с условным операторами if, else, elseif в статье «Операторы php», так что сейчас, рассматривая их как управляющие конструкции, у нас получиться повторение пройденного, что как известно, никогда лишним не бывает.

Условные операторы — это самые часто-применяемые конструкции, не только в языке php, но и во всех алгоритмических языках программирования.

Пример одно-строчной конструкции if

if ($next == 0 )
{
echo "Это конструкция языка программирования";
}
?>

В этом примере конструкции if заданно условие: переменная $next должна быть равна нулю. Если это условие соответствует истине, то echo выполнится. Если нет — то откроется пустая страница.

Следующим будет пример составной конструкции.

$next = 0 ;
if ($next == 0 )
{
echo $vegetables ." Овощи
";
echo $fruit. " Фрукты
";
echo $berries. " Ягоды
";
}
?>

Здесь так же переменной $next присвоено значение 0 , и конструкция if , проверив его, выполняет блок конструкций echo .

Обратите внимание, что для переноса строки в php применяется, знакомый нам из html, тег
. В дальнейшем мы ещё не раз встретим html теги, применяемые в php коде.

И ещё отмечу, что отступы в php значения не имеют, и применяются только улучшения читабельности кода.

В предыдущем примере, мы рассмотрели вариант, когда инструкция выполняется, если верно заданное условие.

Теперь представьте, что нам нужно исполнить какой либо оператор не только когда условие конструкции if верно, но и тогда когда условие не верно.

В этом случае применяется конструкция else

$next = 1 ;
if ($next == 0 )
{
echo $vegetables . "Овощи";
}
else
{
echo $fruit . "Фрукты";
}
?>

В этом случае открывается не пустая страница, а запись «Фрукты».

Конструкция elseif

Эта конструкция ещё более расширяет возможности конструкций if и else . Представьте, что у нас более двух операторов, один из которых должен быть выполнен.

В таком случае, к предыдущим конструкциям, добавляется конструкция elseif .

$next = 0 ;
if ($next == 0 )
{
echo $vegetables . "Овощи";
}
elseif ($next == 0 )
{
echo $fruit . "Фрукты";
}
else
{
echo $berries . "Ягоды";
}
?>

Теоретически, количество elseif не ограниченно. И сколько бы их не было, программа будет проверять каждую, пока не найдёт верный вариант, то есть true .

Конструкции выбора

Очень часто, при большом количестве операторов, применение конструкции elseif , становится не удобным из-за большого объёма кода.

В таком случае на помощь приходит конструкция switch-case , можно переключатель switch

Конструкция switch-case , по своему действию схожа с конструкцией if-else , но в отличие от последней позволяет получать в качестве результата более двух вариантов.

Тело конструкции заключается в фигурные скобки, и для каждого значения, которое нужно обработать, применяется оператор case , заканчивающийся двоеточием, и завершающий оператор break .

$next= "Фрукты";
switch ($next) {
case "Овощи":
echo "Картофель";
break ;
case "Фрукты":
echo "Яблоки";
break ;
case "Ягоды":
echo "Вишня";
break ;
}
//Выводится Яблоки

В этом примере сначала будет обработано условие, затем найден оператор case со значением подходящим к этому условию, и только после этого конструкция switch начнёт выполняться.

Для значений не указанных в задании, в конструкции switch-case , применяется оператор default .

$next= "Грибы";
switch ($next) {
case "Овощи":
echo "Картофель";
break ;
case "Фрукты":
echo "Яблоки";
break ;
case "Ягоды":
echo "Вишня";
break ;
default :
echo "Шампиньоны";
}
//Выводится шампиньоны
?>

Если опустить оператор break , то программа обработает и выведет на экран все значения конструкции switch-case

$next= "Овощи";
switch ($next) {
case "Овощи":
echo "Картофель";
case "Фрукты":
echo "Яблоки";
case "Ягоды":
echo "Вишня";
default :
echo "Шампиньоны";
}
/* Выводится
Картофель
Яблоки
Вишня
Шампиньоны */

?>

Ещё одной особенностью конструкции switch-case , является возможность объединения нескольких вариантов в одно выражение.

$next= "Клён";
switch ($next) {
case "Овощи":
case "Фрукты":
case "Ягоды":
echo "Картофель
Яблоки
Вишня";
break ;
case "Клён":
case "Дуб":
case "Ель":
echo "Лес";
break ;
default :
echo "Шампиньоны";
}
// Выводится Лес
?>

Циклы, или конструкции повторения.

Циклы предназначаются для многократного (в отличие от конструкции if ) выполнения операторов составляющих тело конструкции.

Процесс выполнения цикла, называется итерацией (iteration — повтор).

В php существует три вида циклов:

1. while и do-while — циклы с не определённым числом итераций.
2. for — цикл с заранее известным числом итераций.
3. foreach — цикл обработки (перебора) массива.

Конструкция while

Пример простейшего цикла с одним оператором, обычно их бывает больше.

$next = 1 ;
while ($next <= 8 )
{
echo $next. "
" ;
$next++;
}
//Выводит числа от 1 до 8. Тег
располагает их столбиком

?>

Подробно рассмотрим, что тут происходит, то есть как работает данная программа.

В первой строке объявляется переменная $next , которой присваивается значение единица. Присваивание значения, называется инициализацией переменной.

Во второй строке программа проверяет условие while ($next <= 8) , которое будет являться истиной (true).

В третьей строке выполняется первый цикл, так как единица меньше 8, и это подходит под определение true

В четвёртой, переменой, являющейся в этом случае оператором, присваивается оператор инкремента (++ ), увеличивающий каждое последующее значение оператора $next на единицу.

И программа будет обрабатывать, и выводить на экран каждое, следующее за единицей, целое число, пока не дойдёт до 9. И так как 9 окажется false , то цикл завершиться.

Конструкция do-while отличается тем, что условие цикла проверяется не до, а после итерации.

В результате, до завершения цикла, обязательно выполнится одна итерация, являющаяся false

$next = 1 ;
do
{
echo $next;
}
while ($next++ <= 8 );
//Выводит числа от 1 до 9 в одну строку.
?>

Как видите, хоть 9 и является false , однако очередная итерация всё же выполнилась, после чего программа проверила условие и цикл завершился.

Конструкция for , или цикл со счётчиком, по своей работе похож на цикл while , но имеет более компактную форму записи.

Применяется его лучше тогда, когда число итераций известно до начала цикла, и с помощью него, можно выполнять действия более сложные, чем простая переборка значений счетчика.

В следующем примере напишем оглавление к небольшой книге.

for ($next = 1 ; $next < 5 ; $next++)
{
echo "- Страница" . $next . "
";
}
/*Выводит
-Страница 1
-Страница 2
-Страница 3
-Страница 4
-Страница 5 */

?>

Рассмотрим подробно три выражения записанных в условии (круглые скобки) цикла.

$next = 1; — переменная счётчик, начинающая отсчёт с единицы.
$next < 5; — определяет продолжительность цикла.
$next++ — определяет шаг изменения значения счётчика. В нашем случае равно единице.

Выражения разделяются между собой точкой с запятой. Можно в одно выражение поместить несколько команд и разделить их запятыми. Тогда то же оглавление можно сделать немного по другому

for ($next=1 , $nev=1 , $page= "-Страницa"; $next<= 5 ; $nev++, $next=$nev)
{
$page=$page . "-";
echo $page, $next . "
";
}
/*Выводит
-Страницa-1
-Страницa--2
-Страницa---3
-Страницa----4
-Страницa-----5 */

?>

Ещё одной особенностью for является возможность обходиться без конструкции echo .

Правда такой вариант не особо приветствуется, так как несколько затрудняет читабельность кода, из за своей необычности, но всё же имеет право на существование.

В нём в условие цикла вводиться конструкция print

for ($next= 1 ; $next<= 5 ; print $next, print "
" , $next++);
/*Выводит
1
2
3
4
5 */

?>

Конструкцию echo , в условие for , вводить нельзя.

У всех вышеприведённых конструкций, кроме do-while , имеется альтернативная форма записи — без фигурных скобок.

В этом случае строка с конструкцией и условием заканчивается двоеточием, а весь блок закрывается конструкцией end , продолжением которой является конструкция к которой она применяется: endif , endwhile , и так далее.

$next = 1 ;
while ($next <= 10 ):
echo $next;
$next++;
endwhile ;
?>

Конструкция foreach — это специальный тип цикла, предназначенный только для перебора массива.

$next[ "помидор"] = "Красный";
$next[ "яблоко"] = "Зелёное";
$next[ "виноград"] = "Сладкий";
$next[ "гриб"] = "Белый";
foreach ($next as $key => $value)
{

echo "$value $key
";
}
/*Выводит
Красный помидор
Зелёное яблоко
Сладкий виноград
Белый гриб */

?>

Для немедленного выхода из цикла, при необходимости, существует конструкция break . После её выполнения, управление передаётся к выражению, следующему после цикла.

$next= 0 ;
while ($next++< 10 )
{
if ($next== 7 ) break;
echo "$next
";
}
/*Выводит
1
2
3
4
5
6 */

?>

Как видите, на седьмой итерации цикл прервался.

Конструкция continue , в отличие от break , прерывает только текущую итерацию, и переходит к следующей.

$next= 0 ;
while ($next++< 5 )
{
if ($next== 3 ) continue ;
echo "$next
";
}
/*Выводит
1
2
4
5 */

?>

Как видите итерация 3 отсутствует, так как была прервана конструкцией continue

Конструкции объявления

Конструкции объявления в php представлены двумя элементами. Это конструкции declare и typeset .

По сути они абсолютно идентичны, и с одинаковым успехом можно применять как одну так и другую, для получения одного и того же результата.

Для удобства понимания кода, в основном используется конструкция declare . Применяется она для того чтобы установить команды (директивы) на выполнение блока.

В настоящее время распознаётся две директивы — это ticks и encoding

Директива ticks задаёт число тиков

declare (ticks= 1 );

register_tick_function("tick_handler");

// Функция, будет исполняться при каждом тике
?>

Директива encoding применяется для указания кодировки всего скрипта.

declare (encoding= "UFT-8");
?>

Конструкции включений

Конструкции включений применяются для ввода в программу отдельных скриптов и файлов. Благодаря им, программу можно собрать из готового материала.

Так же конструкции включений применяются для уменьшения объёма кода скрипта, когда нужно ввести в код некий текст. Тогда в программу вводится файл txt.

Правда в таком случае возникает угроза безопасности скрипта, и для её решения вместе с txt файлом необходимо ввести в программу константу, а в подключаемых файлах проверять её существование.

Всего в php существует 4 типа конструкций включения, и все они принимают только один аргумент — путь к файлу:

include — подключает файл к программе, при его отсутствии выдаёт предупреждение;
require — подключает файл к программе, при его отсутствии прекращает работу скрипта;
include_once — допускает только одноразовое включение подключённого файла, а при его отсутствии выдает предупреждение;
require_once — допускает только одноразовое включение подключённого файла, а при его отсутствии прекращает работу скрипта;

Конструкции include_once и require_once удобны тем, что исключают путаницу при вложенных включениях, когда есть возможность повторного включения файлов, содержащих объявления функций.

Неужели не осталось вопросов?


Перемена

Только у нас слово «угу» является синонимом к словам «пожалуйста», «спасибо», «добрый день», «не за что» и «извините», а слово «давай» в большинстве случаев заменяет «до свидания».

Никакую любовь не ждешь так, как автобус в -30°.

И наконец, вернемся к задаче, сформулированной в начале лекции. Мы хотим создать программу, которую можно было бы использовать для отправки писем (или просто для их генерации) с приглашениями на различные мероприятия множеству пользователей. В предыдущей лекции уже рассматривался подобный случай. Сейчас мы вынесем всю информацию о людях и событиях в отдельный файл data.php и напишем программу, не зависящую (ну, может, совсем чуть-чуть зависящую) от этой информации и ее структуры. В этом случае для того, чтобы, например, расширить список адресатов, не нужно будет изменять скрипт , генерирующий приглашения. Кроме того, можно будет использовать информацию о людях и событиях в других скриптах. В самом скрипте, генерирующем приглашения letters.php , мы использовали условные операторы , циклы, require и другие изученные ранее конструкции.

"день открытых дверей", "o" => "открытие выставки", "p" => "бал выпускников"); // имеющаяся информация о людях // (имя и электронный адрес) $people = array("ivan" => array("name" => "Иван Иванович", "email"=>"user_ivan@сайт"), "pit" => array("name" => "Петр Петрович", "email" => "user_petr@сайт"), "semen" => array("name" => "Семен Семенович")); // кто куда приглашается $who_where["ivan"] = "o" ; // Иван – на выставку $who_where["pit"] = "p"; // Петр – на бал $who_where["semen"] = "f"; // Семен – на день открытых дверей?> Листинг 3.12. data.php

$man_info){ // для каждого человека делаем следующее: $event_key = $who_where[$key]; // получаем событие, // на которое он приглашается if ($event_key<>""){ foreach($man_info as $key1 => $info){ // получаем имя и email // конкретного человека if ($key1=="name") $str = "Уважаемый (ая), $info"; if ($key1=="email") $email = $info; } // составляем приглашение $str .= "
Приглашаем Вас на ". $events[$event_key]; switch ($event_key){ // в зависимости от события // добавляем какую-нибудь строчку case "f": $str .= "
Подтвердите Ваше участие по телефону!"; break; case "o": $str .= "
Приходите за 15 минут до открытия!"; break; case "p": $str .= "
Не забудьте подарок:-)"; break; } $str .= "
" . SIGN . "


"; // добавляем подпись echo $str; // выводим приглашение на экран /* если у вас настроена отправка почты с помощью PHP, то письмо можно отправить командой mail($email,"Letter",$str); */ } } ?> Листинг 3.13. letters.php

Аннотация: Рассматриваются управляющие конструкции языка Си: ветвления "if-else" и "if-else if", циклы "while" и "for". Приводятся также конструкции, которых лучше избегать: "switch", "do-while", "goto". Рассматривается представление программы в виде набора функций, прототипы функций, методы передачи входных и выходных параметров. Перечисляются различные виды памяти: статическая, стековая, динамическая (куча) и способы работы с памятью в Си. Вводится составной тип данных "структура". Материал иллюстрируется многочисленными примерами программ: решение квадратного уравнения, вычисление квадратного корня, вычисление НОД двух чисел и расширенный алгоритм Евклида, печать N первых простых чисел, рекурсивный обход дерева и др.

Управляющие конструкции

Управляющие конструкции позволяют организовывать циклы и ветвления в программах. В Си всего несколько конструкций, причем половину из них можно не использовать (они реализуются через остальные).

Фигурные скобки

Фигурные скобки позволяют объединить несколько элементарных операторов в один составной оператор, или блок. Во всех синтаксических конструкциях составной оператор можно использовать вместо простого.

В Си в начало блока можно помещать описания локальных переменных. Локальные переменные, описанные внутри блока, создаются при входе в блок и уничтожаются при выходе из него.

В C++ локальные переменные можно описывать где угодно, а не только в начале блока. Тем не менее, они, так же как и в Си, автоматически уничтожаются при выходе из блока.

Приведем фрагмент программы, обменивающий значения двух вещественных переменных:

double x, y; . . . { double tmp = x; x = y; y = tmp; }

Здесь, чтобы обменять значения двух переменных x и y , мы сначала запоминаем значение x во вспомогательной переменной tmp . Затем в x записывается значение y , а в y - сохраненное в tmp предыдущее значение x . Поскольку переменная tmp нужна только внутри этого фрагмента, мы заключили его в блок и описали переменную tmp внутри этого блока. По выходу из блока память, занятая переменной tmp , будет освобождена.

Оператор if

Оператор if ("если") позволяет организовать ветвление в программе. Он имеет две формы: оператор "если" и оператор "если...иначе". Оператор "если" имеет вид

if (условие) действие;

оператор "если...иначе" имеет вид

if (условие) действие1; else действие2;

В качестве условия можно использовать любое выражение логического или целого типа. Напомним, что при использовании целочисленного выражения значению "истина" соответствует любое ненулевое значение. При выполнении оператора "если" сначала вычисляется условное выражение после if . Если оно истинно, то выполняется действие, если ложно, то ничего не происходит. Например, в следующем фрагменте в переменную m записывается максимальное из значений переменных x и y :

double x, y, m; . . . m = x; if (y > x) m = y;

При выполнении оператора "если...иначе" в случае, когда условие истинно, выполняется действие, записанное после if ; в противном случае выполняется действие после else . Например, предыдущий фрагмент переписывается следующим образом:

double x, y, m; . . . if (x > y) m = x; else m = y;

Когда надо выполнить несколько действий в зависимости от истинности условия, следует использовать фигурные скобки, объединяя несколько операторов в блок, например,

double x, y, d; . . . if (d > 1.0) { x /= d; y /= d; }

Здесь переменные x и y делятся на d только в том случае, когда значение d больше единицы.

Фигурные скобки можно использовать даже, когда после if или else стоит только один оператор. Они улучшают структуру текста программы и облегчают ее возможную модификацию. Пример:

double x, y; . . . if (x != 0.0) { y = 1.0; }

Если нужно будет добавить еще одно действие, выполняемое при условии " x отлично от нуля", то мы просто добавим строку внутри фигурных скобок.

Выбор из нескольких возможностей: if...else if...

Несколько условных операторов типа "если...иначе" можно записывать последовательно (т.е. действие после else может снова представлять собой условный оператор). В результате реализуется выбор из нескольких возможностей . Конструкция выбора используется в программировании очень часто. Пример: дана вещественная переменная x , требуется записать в вещественную переменную y значение функции sign(x) .