Якубенко Н.О. Информационное право Информационная безопасность личности. Проблемы информационной безопасности личности, общества, государства

Информационная безопасность личности – это состояние и условие жизни личности, при которой реализуются ее права и свободы .

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К жизненно важным интересам личности относятся: соблюдение и реализацию конституционных прав на поиск, получение, производство и распространение информации; связанные с реализацией права граждан на неприкосновенность частной жизни; использование информации в целях духовного, физического, интеллектуального развития; защиту прав на объекты интеллектуальной собственности ; обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.

Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угроза информационной безопасности личности:

  1. принятие нормативных актов , противоречащих конституционным правам граждан;
  2. противодействие реализации гражданами прав на неприкосновенность частной жизни;
  3. неправомерное ограничение доступа к открытой информации;
  4. нарушение прав граждан в области массовой информации;
  5. противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание человека ;
  6. манипулирование информации.

Следовательно, обеспечение безопасности – проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление, предупреждение угроз.

Правовую основу защиты интересов личности составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ . Так, свобода массовой информации и запрет цензуры дают возможность создавать и распространять достоверную, своевременную, объективную, т. е. доброкачественную информацию, при которой должно быть исключено распространение вредной и опасной информации.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, регионального или языкового превосходства. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом .

Так, ответственность за распространение недоброкачественной информации, за нарушения порядка распространения информации предусматривается нормами УК РФ. Основные статьи УК РФ:

  • клевета (ст. 129);
  • оскорбление (ст. 130);
  • воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144);
  • злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185);
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207);
  • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237);
  • незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242);
  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);
  • возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282);
  • публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354).

Под информационной безопасностью Российской Федерации в соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895, понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Угрозами информационной безопасности сегодня выступают:

1) противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

2) неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам;

3) девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих принятым в российском обществе;

4) снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России;

5) манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации);

6) нарушение законных ограничений на распространение информации и др.

Учеными установлено, что пользователи в виртуальном мире гораздо в большей степени подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать распространенные сегодня игровые программы на определенную установку не представляет труда. Виртуальную систему можно заразить вирусом, который будет кодировать человека на определенные слова (приказы), что позволит в дальнейшем получить эффект “зомби”. За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в условиях инфор-матизации - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах1.


В России вопросам информационной безопасности граждан, особенно детей и подростков, в последние годы уделяется существенное внимание как в рамках института Уполномоченного по правам ребенка, так и общественными организациями (рис. 2.2-2.5).

Проблема информационной безопасности государств в условиях глобальной информатизации является особо актуальной в современных условиях. Сегодня уже фактически созданы условия для информационной экспансии развитых стран, политические и экономические предпосылки для установления нового мирового порядка.

В настоящее время и в обозримом будущем перед Россией будут стоять сложные задачи, связанные с защитой национальных интересов:

Построение системы международных отношений в новых условиях информационной проницаемости государственных границ;

Выработка рациональной государственной политики по отношению к мировым открытым сетям типа Интернет с позиций защиты национальных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры;

Выработка мер против использования новых информационных технологий в качестве информационного оружия, а также против угрозы информационного терроризма.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что подразумевает этическая оценка процесса информатизации социальной сферы современного общества?

2. Охарактеризуйте этические ценности в информационном обществе.

3. Перспективы социальной адаптации каких категорий населения создает современная информационная среда?

4. Какие социальные группы испытывают наибольшие социально-психологические проблемы в условиях информатизации современного общества? Чем это обусловлено?

5. Эффективен ли, на ваш взгляд, механизм правовой защиты граждан от негативного влияния информационных технологий в России?

6. Каковы перспективы сохранения и развития русского языка в едином мировом информационном пространстве?

7. Проявления каких глобальных социокультурных проблем информатизации вы наблюдаете сегодня в российском обществе?

Во все времена информация играла чрезвычайно важную роль, которая из года в год становилась всё существеннее. В современном обществе она является одним из ключевых экономических ресурсов.

Всем хорошо известно, что «кто владеет информацией, тот владеет миром». Действительно, владение ей в достаточном количестве помогает человеку правильно оценить происходящие вокруг него события, разработать варианты своих действий и принять обдуманное решение. Поскольку информация представляет собой ценность, она может стать объектом купли-продажи, даже кражи (несанкционированного доступа), поэтому она и поддерживающая её инфраструктура должны быть защищены.

Кроме того, информация - сильнейшее средство воздействия на личность, общество и мир в целом. Именно поэтому человечеству в современных условиях требуется механизм фильтрации информации, а впоследствии также инструмент защиты от нежелательной и (или) негативной информации.

Мир стремительно меняется, и, переходя в стадию информационного общества, изменяет все стороны жизни современного человека, независимо от того ребенок это или взрослый. Практически ежесекундно человек подвергается воздействию разнообразной информации, характер которой меняется от полезного и необходимого до откровенно агрессивного, манипулятивного. Каждая единица информации, каждое слово, знак, текст несет смысловую нагрузку, воздействующую на ценности человека, его привычки, мотивацию. Устное или печатное слово влияет на психику, зачастую подавляя личность, манипулируя ею. Переход общества на новый информационный уровень развития обусловливает актуализацию проблемы информационной безопасности.

Исходя из всего вышеизложенного, возникает проблема информационной безопасности, и прежде всего именно личности как носителя индивидуальных способностей, характера, интересов.

Вообще, проблема информационной безопасности чрезвычайно многогранна. В ней можно выделить несколько важных аспектов. Во-первых, собственно информационный аспект, связанный с защитой непосредственно информации и информационных ресурсов. К сожалению, большинство существующих нормативных документов рассматривают информационную безопасность именно в этом контексте, оставляя за гранью, проблемы личности.

Информационная безопасность личности - это: а) состояние защищённости, при котором отсутствует угроза причинения вреда информации, которой владеет личность; б) состояние и условие жизнедеятельности личности, при которых отсутствует угроза нанесения вреда личности информацией.

И отсюда следует разделить информационную безопасность на информационно-идеологическую и информационно-техническую. При этом под информационно-технической безопасностью личности следует понимать защищенность информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба личности, а под информационно-идеологической безопасностью - защищенность личности от преднамеренного или непреднамеренного информационного воздействия, имеющего результатом нарушение прав и свобод в области создания, потребления и распространения информации, пользования информационной инфраструктурой и ресурсами, противоречащего нравственным и этическим нормам, оказывающих деструктивное воздействие на личность, имеющих негласный (внечувственный, неосознанный) характер, внедряющих в общественное сознание антисоциальные установки.

Информационная безопасность личности - это состояние и условие жизни личности, при которой реализуются ее права и свободы.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К жизненно важным интересам личности относятся: соблюдение и реализацию конституционных прав на поиск, получение, производство и распространение информации; связанные с реализацией права граждан на неприкосновенность частной жизни; использование информации в целях духовного, физического, интеллектуального развития; защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угрозами информационной безопасности личности являются:

· принятие нормативных актов, противоречащих конституционным правам граждан;

· противодействие реализации гражданами прав на неприкосновенность частной жизни;

· неправомерное ограничение доступа к открытой информации;

· нарушение прав граждан в области массовой информации.

· противоправное применение специальных средств, воздействующих на сознание человека;

· манипулирование информации.

Источниками угроз информационной безопасности личности также могут выступать другая личность, программные и технические средства, группа лиц, общественная группа или даже государство, интернет, СМИ.

Необходимо отметить, что в нашей стране отсутствует разработанная нормативная база, обеспечивающая информационную безопасность личности и государства. Практически, мы можем назвать лишь два документа: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895), и Указ Президента РФ от 12 мая 2004 г. N 611, с дополнениями в 2004 и 2005 гг. «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена».

Доктрина информационной безопасности РФ трактует понятие «информационная безопасность» как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Авторы доктрины вполне закономерно связали информационную безопасность личности с ее интересами в области информации, но трактуют данные интересы, по нашему мнению достаточно узко: «Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность». То есть каждый гражданин должен иметь доступ к легальной информации, может использовать информацию в целях своего всестороннего развития, и защищать информацию, связанную с личной безопасностью гражданина. Таким образом, полностью игнорируется проблема, связанная с разнообразным информационным воздействием на психику человека, и те негативные последствия, которые могут за этим воздействием последовать. В специальной литературе описаны случаи тяжелых форм зависимости связанные с взаимодействием человека глобальными информационными сетями, разнообразные формы игромании, правонарушения, связанные с воздействием информации на личность подростка.

Таким образом, складывается ситуация, когда ни органы власти, ни система образования, ни какие-либо другие социальные институты не в силах контролировать поток информации, обрушивающийся на человека. В этих условиях, проблема информационной безопасности личности человека приобретает ярко выраженный социально-педагогический смысл.

Во-вторых, социально-психологический аспект информационной безопасности, связанный с обеспечением психологической безопасности личности от информационного воздействия.

Анализируя понятие безопасность, С.К.Рощин и В.А.Соснин проанализировали содержание этого понятия на основе определений, даваемых в толковых словарях различных стран. В процессе изучения академических толковых словарей русского, английского, французского и немецкого языков было выявлено, что в народном (общественном) сознании понятие "безопасность" связывается не столько "с отсутствием угрозы", сколько с состоянием, чувствами и переживаниями человека. По мнению авторов, в разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Иными словами, для человека безопасность переживается в первую очередь как чувство защищенности от действия различного рода опасностей. Исходя из результатов проведенного анализа, авторы сформулировали определение психологической безопасности как состояния общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем.

Грачев Г.В., в своих исследованиях рассматривает понятие "информационно-психологическая безопасность", которое определяет как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. В социально-психологическом контексте информационная безопасность связывается с разнообразными информационными воздействиями на психику человека, поэтому в данном случае рассматриваются опасности связанные с воздействием на психику отдельного человека, и, соответствующие механизмы защиты от такого воздействия.

Также, можно выделить социологические, социально-политические и другие аспекты данной проблемы. Необходимо определить, что же входит в социально-педагогический контекст понятия «информационная безопасность личности».

Объем и влияние информации, предлагаемой человеку, возросли настолько, что правомерным становится говорить об информационной социализации личности, а сама информация, таким образом, превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный как семья, школа или референтная группа. Особенность информации как фактора социализации заключается в том, что он практически неуправляем. Влияние на личность макро- или мезофакторов социализации всегда опосредовано, оно преломляется через деятельность социальных институтов (таких как школа, семья и др.), которые поддаются целенаправленному воздействию, управлению. Информационный поток всегда воздействует непосредственно на личность реципиента. Проведенные опросы показывают, что большинство респондентов характеризуют свою информационную среду как «агрессивную», «недружественную», «вредную». Причем данные характеристики не изменяются у респондентов, принадлежащих к разным социальным слоям и группам. И студенты, и рабочие, и предприниматели, представители интеллигенции проявляют полное единодушие по данному вопросу.

В таких условиях наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, еще не выработавшая строгого мировоззрения, четкую жизненную позицию. Поэтому проблема информационной безопасности личности приобретает особую значимость в контексте социально-педагогической деятельности. Так как целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека. В условиях, когда не учитывается информационный аспект, построить гармоничное взаимодействие личности и социума вряд ли удастся.

По общему мнению, решение проблемы обеспечения информационной безопасности личности, должно носить комплексный системный характер и осуществляться на разных уровнях.

Первый уровень - нормативный. На данном уровне органы государственной власти должны создать непротиворечивую нормативную базу, учитывающую все аспекты проблемы информационной безопасности.

Второй уровень - институциональный, включает в себя согласованную деятельность различных социальных институтов, связанных с воспитанием и социализацией, по обеспечению информационной безопасности личности. В первую очередь к таким институтам относятся семья, школа для детей и подростков, церковь.

Третий уровень - личностный. Этот уровень связан, прежде всего, с самовоспитанием, самообразованием, формированием высокого уровня информационной культуры личности как части общей культуры человека. На данном уровне происходит формирование необходимых личностных качеств для обеспечения информационной самозащиты личности.

Можно выделить следующие направления профессиональной социально-педагогической деятельности на институциональном и личностном уровнях.

На институциональном уровне рассматривается деятельность социального педагога в системе образования и при работе с семьей. В системе образования направления работы могут быть следующими:

Работа с социумом и окружением;

Разработка и реализация целевых социально-педагогических программ;

Обучение персонала и педагогического коллектива;

Пропагандистская деятельность;

Организация взаимодействия специалистов и социальных институтов и др.

Работа с семьей предполагает следующие направления:

Профилактическая деятельность;

Организация просвещения в области информационной безопасности;

Повышение общего уровня культуры семьи;

Оказание помощи и поддержки в организации семейного воспитания;

Консультирование семьи в области информационной самозащиты и др.

Личностный уровень предполагает индивидуальную работу социального педагога с клиентом и включает в себя следующие направления:

Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки;

Разработка индивидуальных программ работы с клиентом, пострадавшим от информационного воздействия, например, от деятельности деструктивных организаций, религиозных культов, недобросовестной информации и т.д.

Работа по формированию у клиента информационной культуры личности;

Стимулирование клиента к деятельности по самосовершенствованию и саморазвитию, с целью повышения «информационного иммунитета» личности.

Область информационного воздействия не ограничивается ничем, которая будет расти вместе с развитием человечества. А ведь без ощущения информационной безопасности человек не может расти дальше, развивать те индивидуальные качества, которые и делают его личностью. То есть наличие постоянной угрозы ведёт к вымиранию и деградации личности как таковой.

В такой ситуации необходим мощный «щит», который обеспечит информационной безопасностью личность. Такой защитой выступает государство, которое на правом уровне обеспечивает эту безопасность (Конституция РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, законы). Причём надо постоянно совершенствовать законодательную базу, которая должна изменяться «в ногу со временем». Другим средством защиты, на наш взгляд, выступает сама личность, её предусмотрительное отношение к информации, которой она располагает, предоставляет, размещает. Ведь нередко мы сами размещаем информацию о себе (к примеру, в социальных сетях), в беседе расскажем что-то из частной жизни, а потом эта информация, оказавшись в руках заинтересованных лиц, оборачивается против нас. Также информационная безопасность личности обеспечивается на техническом уровне с использованием специальных программ, препятствующих несанкционированному доступу.

Кроме того, необходимо задать определенные нравственные ориентиры, систему ценностей, сформировать национальную идею, иначе информационная защита личности теряет смысл.

В последнее десятилетие происходит активное внедрение компьютерной сети интернет в жизнь общества. Это несёт определённые преимущества, но существует и ряд новых проблем, связанных с появлением интернета, которые пока ни законодательно, ни технически не решены.

Нередко происходит утечка информации из закрытых баз данных, предназначенных для служебного пользования. Проникновение посторонних в эти базы данных происходит через компьютерные сети, в частности, существуют компьютерные вирусы, распространяемые с помощью электронной почты. Впоследствии такая информация может быть беспрепятственно размещена частным лицом в интернете, например, на своём личном сайте. Даже если адрес этого сайта сначала мало кому известен, то существование так называемых поисковых систем - Яндекс, Рамблер, Google и других, делает эту информацию доступной для запроса по каким-либо ключевым словам или фразам документа, по фамилиям людей.

Кроме того, организации могут размещать информацию частного характера о своих сотрудниках на корпоративных сайтах, которые доступны поисковым системам. Так, может быть размещена информация о датах рождения, семейном положении, номерах домашнего и мобильного телефонов и другая информация, которую работник предоставляет в отдел кадров или другой отдел организации, а не для разглашения в интернете.

С другой стороны, не исключено размещение на каких-либо личных сайтах конфиденциальной информации об организации, её финансовой деятельности, и эта информация также может быть найдена через поисковые системы и нанести ущерб деятельности организации, а для удаления данных необходимо искать авторов сайта, доказать администраторам поисковой системы, что информация конфиденциальная, но и после удаления в течение нескольких недель или месяцев будет доступна «сохранённая копия» документа.

Также не исключается размещение информации личного характера и подробностей личной жизни либо клеветнической информации на личных сайтах или форумах со стороны бывших родственников в случае семейного конфликта и развода. Подобная информация тоже становится доступной поисковым системам. Всё это создаёт угрозу информационной безопасности личности.

Неоднократно имели место случаи утечки информации из баз данных налоговых и финансовых служб. Эта информация продаётся пиратским образом на дисках. Нет гарантии, что подобная закрытая информация, которую человек предоставляет государству, не станет доступна любому пользователю интернета через поисковые системы.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что поисковые системы в их современном виде полностью не отвечают задаче обеспечения информационной безопасности личности и общества. Роботы поисковых систем действуют так, что отсутствует возможность ликвидировать ссылки на некоторые ресурсы по фамилии человека или названию организации. Специалисты, работающие в Яндексе, отвечают, что они не могут управлять индексацией ресурсов в своей поисковой системе.

Следует отметить, что в других информационных системах задача об обеспечении информационной безопасности личности ставится и успешно решается. Так, любой абонент может за небольшую сумму немедленно исключить номер своего домашнего телефона из справочной базы данных 09, в справочниках информация о квартирных телефонах в последнее время указывается только с письменного согласия абонента. А справочники по сотовым телефонам отсутствуют и не планируется их издание.

При работе поисковых систем в интернете информационная безопасность личности не только никак не обеспечивается, но даже в ближайшем будущем такая задача не ставится. Требуется разработка нового законодательного подхода к деятельности поисковых систем и новые технические решения.

Следовательно, обеспечение безопасности - проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление, предупреждение угроз.

Таким образом, меры по обеспечению информационной безопасности страны и личности должны быть комплексными и содержать в себе не столько мероприятия идеологического и воспитательного характера, направленные на соответствующую ориентацию общественного сознания.

Введение

Характерной чертой современного общества является его информатизация - активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств.

Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными, оборонными и другими объектами и системами, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах практически с любой требуемой скоростью, в любом количестве. Все это дает основание утверждать, что информатизация играет сегодня решающую позитивную роль в развитии человечества, что информационное общество объективно неизбежно.

Но история учит нас тому, что многие достижения научно-технической мысли использовались не только во благо людей. Достаточно вспомнить достижения ядерной физики - атомное оружие; оптоэлектроники - лазерное оружие; химии - отравляющие газы; биологии - биологическое оружие и т.д. Всегда находились силы, которые стремились использовать в своих интересах открытия в научно-технической сфере.

Поэтому сегодня у определенных субъектов (коалиций, государств, организаций, личностей) возникает стремление единолично обладать информационными ресурсами, средствами и технологиями и использовать их для удовлетворения своих интересов и противодействия интересам вероятных конкурентов в экономическом, коммерческом и даже военном противоборстве. Информация и информационные технологии при этом начинают выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.

Цель работы: изучение направлений информационной безопасности личности, общества, государства.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Информационная безопасность личности, общества, государства: понятие и проблемы

В современном обществе в связи с бурной информатизацией всё более актуальной становится проблема защиты информации. Безопасность - одна из главнейших целей и неотъемлемая слагаемая деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества.

Информационная безопасность - это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Социальная информатика: конспект лекций / Сост. Н.М. Воронина. - Томск: ТПУ, 2013. - С. 51.

В Законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - информационная безопасность определяется - как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 28.12.2013) / Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

При этом информационная безопасность - это: Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. В.Ф. Пилипенко. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. - 160 с.

Состояние объекта, когда ему путем воздействия на его информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;

Свойство объекта, характеризующее его способность не наносить существенного ущерба какому-либо объекту путем оказания воздействия на информационную сферу этого объекта.

Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для общества и государства в целом.

Детально цели защиты информации также перечислены в ФЗ «Об информации, информатизации и о защите информации»: Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (ред. от 28.12.2013) / Собрание законодательства РФ от 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

Предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

Сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

Обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Таким образом, объектами информационной безопасности являются: Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности: учеб. пособие / Ю.Г. Крат, И.Г. Шрамкова. - Хабаровск: ДВГУПС, 2008. - С. 51.

Личность (ее права и свободы);

Общество (его материальные и духовные ценности);

Государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).

Личность - базовый элемент, ячейка общества. Без личности нет общества, но и личность вне общества существовать не может. Государство обеспечивает условия существования и личности, и общества. Государства, которые не нужны ни личности, ни обществу, не могут существовать долго и исчезают с исторической арены. Баланс взаимоотношений между личностью, обществом и государством выступает главным условием их устойчивого развития.

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане. Поэтому информационная безопасность личности - это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

Информационная безопасность общества - это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе - безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие. Действие этих угроз может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В результате таких воздействий возможны глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, негативные изменения морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

Информационная безопасность государства - это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности. В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности, связанные с использованием современных технологий.

Одной из важнейших была и остается проблема социальной безопасности. Она связана с защитой интересов страны и народа в социальной сфере, развитием социальной структуры и общественных отношений, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующего потребностям прогресса нынешних и будущих поколений. В современной России информационная безопасность определяется наличием негативных процессов в обществе. С одной стороны, это сложные, противоречивые и негативные процессы в политической, социально-экономической и духовной сферах, что снижает устойчивость личности, ее психики к различным информационным воздействиям. С другой стороны, это колоссальный рост эффективности средств информационного воздействия на психику людей и общественное сознание. Современные и перспективные информационные технологии и средства позволяют управлять информационным взаимодействием людей, общественным сознанием и контролировать их. В частности, имеются потенциальные возможности подслушивать все телефонные переговоры, осуществлять контроль за перепиской, создавать и противоправно использовать компьютерные базы конфиденциальных данных о персоналиях, осуществлять скрытое информационное воздействие на психику людей и т.д.

Таким образом, информационные технологии - огромное благо для человечества, они определяют будущее общества. Но в то же время в руках злоумышленников это - страшное оружие; главная опасность заключается в несанкционированном доступе (активном или пассивном) к его источнику или потребителю (личности). Последнее и есть информационное воздействие на личность. В современном обществе информационная безопасность является системообразующим фактором всех сфер его жизни. Она оказывает определенное влияние на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности. В то же время информационная безопасность сама выступает составной частью национальной безопасности, особая роль которой объясняется теми глобальными процессами, которые характерны сегодня для социально-экономического развития мира. Поэтому можно уверенно утверждать, что информационная безопасность может рассматриваться как важнейший компонент национальной безопасности, «пронизывающий» все остальные виды безопасности.

Предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества и государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты, основные направления которой рассмотрим в следующей главе.

Лектор: к.ю.н., доцент Холодная Елена Викторовна

03.12.2011, 10.12.2011, 17.12.2011

Тема 10: Информационная безопасность

Вопросы лекции:

    Понятие безопасности личности, общества, государства. Понятие обеспечения безопасности;

    Понятие и виды информационной безопасности;

    Информационная безопасность личности;

    Информационная безопасность общества;

    Информационная безопасность государства;

    Обеспечение безопасности в глобальном информационном пространстве.

Вопрос 1: Понятие безопасности личности, общества, государства. Понятие обеспечения безопасности

Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Основные объекты защиты:

    Права и свободы личности;

    Материальные и духовные ценности общества;

    Конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства.

Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента, ввела понятие «национальные интересы».

Национальные интересы – совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах, в том числе в информационной сфере.

Национальные интересы РФ в информационной сфере – соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользованию ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики в области безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Основные принципы обеспечения безопасности:

    Законность;

    Соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

    Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

    Интеграция с международными системами безопасности.

Основные задачи по обеспечению информации:

    Выявление и нейтрализация внешних и внутренних угроз национальной безопасности РФ;

    Преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;

    Обеспечение личной безопасности граждан РФ, реализация конституционных прав и свобод;

_____________________________________________________________________________________

    Совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры;

    Принятие мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против РФ;

    Противодействие угрозе развязывания противоборств в информационной сфере.

Вопрос 2: Понятие и виды информационной безопасности

Информационная безопасность – состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере от внутренних и внешних угроз, определяющихся совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ: основная цель – противодействие развязывания войн против РФ. Доктрина определила национальные интересы РФ в информационной сфере:

    Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере – необходимость укрепления нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны (например, путем совершенствования правовой базы в информационной сфере, гарантий СМИ);

    Информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведение до российской и международной общественности достоверной информации об официальной позиции России по значимым событиям российской и международной жизни (активизация формирования открытых государственных информационных ресурсов);

    Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов (развитие производства конкурентоспособных ИТ, участие РФ в международной кооперации производителей этих средств и систем);

    Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории РФ (повышение безопасности информационных систем).

Главная задача – обеспечение баланса интересов личности, общества и государства.

Виды информационной безопасности

    Информационная безопасность личности;

    Информационная безопасность общества;

    Информационная безопасность государства.